Официальный интернет ресурс
акимата города Кокшетау
Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года

Отраслевая программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года

1. Паспорт Программы

Наименование Отраслевая программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года

Основания для разработки Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана»;

Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана», утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2010 года № 925;

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.

Разработчик Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Цель Обеспечение потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, надежности функционирования систем жизнеобеспечения и повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства

Задачи Модернизация и развитие коммунальных систем;

повышение энергоэффективности в сфере жилищного и коммунального хозяйства;

создание институциональной основы;

привлечение частного капитала в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

совершенствование системы тарифообразования.

Сроки и этапы реализации 2011-2020 годы

I этап: 2011-2015 годы

II этап: 2016-2020 годы

Целевые индикаторы в 2011 году создание формирование регулярно ежегодно обновляемой базы данных состояния жилого фонда и инфраструктуры коммунальных услуг на основе проведенной инвентаризации;

государством предоставляются целевые займы на проекты по модернизации инфраструктуры ЖКХ;

обеспечено внедрение современных методов менеджмента на предприятиях коммунального сектора;

к 2015 году не менее 50% потребителей в каждом регионе страны удовлетворены качеством коммунальных услуг;

органы управления объектом кондоминиума самостоятельно обеспечивают нормативную эксплуатацию жилого фонда;

к 2020 году не менее 70% потребителей в каждом регионе страны удовлетворены качеством коммунальных услуг.

Источники и объемы финансирования Объем финансирования мероприятий на первом этапе реализации Программы (2011-2015 годы) составляет 53 545 млн. тенге, в том числе:

республиканский бюджет — 53 545 млн. тенге: в 2011 году — 26 581 млн. тенге, в 2012 году — 15 980 млн. тенге, в 2013 году — 10 493 млн. тенге, в 2014 году — 207,99 млн. тенге, в 2015 году — 283,34 млн. тенге.

Объемы финансирования второго этапа реализации Программы (2016-2020 годы) будут определены по результатам реализации первого этапа.

2. Введение

Отраслевая программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года (далее — Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» и в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2010 года № 925 «О мерах по реализации Послания Главы Государства от 29 января 2010 года «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана», а также Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) до 1993 года финансировалась государством путем выделения дотаций, что привело к высокой степени износа коммунальных сетей и объектов. В 1996 году были начаты системные реформы в ЖКХ, которые позволили отказаться от принципа дотирования ЖКХ и выйти на качественно новый уровень жилищных отношений. Вместе с тем, вопросы дальнейшего развития и модернизации ЖКХ являются актуальными и на данном этапе развития страны.

ЖКХ представлено двумя основными взаимосвязанными элементами:

- коммунальный сектор, включающий в себя системы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение, благоустройство и содержание объектов общего пользования и территории населенных пунктов, а также объекты и территории специального назначения;

- жилищный сектор, включающий в себя многоквартиные жилые дома и индивидуальные домостроения и являющийся основным потребителем коммунальных услуг.

Программа обеспечит разработку и принятие мер по модернизации ЖКХ, что позволит усовершенствовать систему его функционирования, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг, также позволит реализовать механизм привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Следует отметить, что настоящая Программа не рассматривает вопросы водоснабжения населенных пунктов ввиду того, что в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, Правительством будет разработан отдельный программный документ по развитию водоснабжения.

3. Анализ текущей ситуации

В настоящее время ЖКХ республики характеризуется малоэффективной системой управления и недостаточно устойчивым финансовым положением предприятий — субъектов ЖКХ, высокими эксплуатационными затратами и отсутствием экономических стимулов к их снижению.

Существующие сети и сооружения значительно изношены, что приводит к увеличению аварий и сбоям в работе инженерных коммуникаций, повсеместному перерасходу материально-технических ресурсов, большим потерям энергии и воды. Состояние сетей и сооружений систем, в основном, не соответствуют требованиям устойчивого и надлежащего качества предоставления коммунальных услуг.

Сфера ЖКХ остается малопривлекательной не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса. Большой износ основных средств, большие сроки окупаемости при жестко регулируемых тарифах, отсутствие законодательных основ для долгосрочного инвестирования и прочие факторы не стимулируют частный капитал к развитию деятельности в этой сфере экономики.

Анализ нормативной правовой базы в области ЖКХ свидетельствует о том, что правоотношения между задействованными на рынке организациями коммунального сектора, государственными органами и потребителями коммунальных услуг не урегулированы ввиду отсутствия компетенции какого-либо государственного органа на принятие соответствующих нормативных правовых актов либо урегулированы частично в рамках другого отраслевого законодательства. Также отсутствуют определения основных терминов и понятий в области ЖКХ: жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные услуги, виды коммунальных услуг.

3.1 Состояние жилищного сектора

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике (далее — АС), жилищный сектор республики насчитывает 267,8 млн. кв. метров общей площади, из них 261,4 млн. кв. метров или 97,6% жилья находится в частной собственности.

Количество объектов кондоминиума (многоквартирных жилых домов) в городских населенных пунктах составляет 172 164 единиц. По данным Министерства юстиции Республики Казахстан (далее — МЮ РК) число зарегистрированных объектов кондоминиума составляет 14 687 единиц, или 8,5% к общему количеству объектов кондоминиума. Основной проблемой регистрации объектов кондоминиума является необходимость присутствия при регистрации всех собственников для письменного заверения размеров долей правообладателей в общей собственности.

Государственный контроль в области жилищного фонда осуществляется местным исполнительным органом (далее — МИО) посредством проведения проверки должностными лицами жилищной инспекции (далее — жилищная инспекция) МИО общего имущества участников кондоминиума. Основными проблемами в деятельности жилищных инспекций являются:

отсутствие бюджетных программ, позволяющих финансировать обеспечение деятельности жилищных инспекций, и программы по проведению технологического обследования;

отсутствие нормативных правовых актов, детально регламентирующих деятельность жилищных инспекций;

не определен единый подход по созданию жилищных инспекций как структурных подразделений местных исполнительных органов.

Платежная дисциплина собственников квартир и помещений по-прежнему низка.

Собственники квартир по различным причинам не осуществляют накопление денежных средств на капитальный ремонт жилья, что приводит к ветшанию жилищного фонда, ускоряемое ненадлежащим его содержанием.

Предотвращение дальнейшего разрушения зданий и их сохранение должны стать первоочередными мерами в жилищном секторе. По данным МИО 50,1 млн. кв. метров или 32% от жилищного фонда, относящегося к МЖД, требуют проведения отдельных видов ремонта, а 3,8 млн. кв. метров (2%) — это аварийное жилье, подлежащее сносу, как непригодное для проживания.

Кроме того, согласно данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее — МЧС) в республике имеется 414 жилых зданий повышенной этажности, на которых были предусмотрены проектом и оборудованы системы противопожарной защиты. При этом в 264 зданиях системы автоматической пожарной сигнализации и подпора воздуха в лифтовые шахты находятся в неисправном состоянии. В нерабочем состоянии находятся: системы дымоудаления — в 257 жилых зданиях; внутренний противопожарный водопровод — в 251 жилом здании.

Кроме того, по данным МЧС, в неудовлетворительном техническом состоянии находятся 622 школы, 305 больниц, 132 детских дошкольных учреждений, 1481 общественное здание и сооружение и 459 зданий производственных предприятий, более чем на 1152 объектах социального и производственного назначения общей площадью 489 тысяч кв.м. требуются работы по сейсмоусилению.

Данные обстоятельства требуют приведение систем противопожарной защиты жилых зданий и объектов социальной сферы повышенной этажности в исправное состояние и сейсмоусиления.

Решение проблем жилищного сектора невозможно без решения проблемы пассивности собственников квартир в управлении общим имуществом, сочетающейся с низким уровнем правового сознания и культуры населения по отношению к объекту кондоминиума. Предусмотренная в действующем законодательстве гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицами, осуществляющими управление объектами кондоминиума, а также отдельных собственников помещений (квартир), не исполняющих или исполняющих ненадлежащим образом обязанностей по содержанию и эксплуатации общего имущества жилого дома, не позволяет эффективно решать проблемы содержания и ремонта многоквартирных домов.

Положительный опыт постсоциалистических стран свидетельствует о возможности приведения взаимоотношений субъектов коммунального сектора и потребителей коммунальных услуг в такое соответствие, при котором государство практически не участвует в управлении ЖКХ, а рынок услуг является конкурентоспособным и саморегулируемым.

3.2 Водоотведение (канализация)

По данным АС, в республике канализационные системы имеются в 198 населенных пунктах, что составляет 2,7% от общего количества населенных пунктов (7 152 ед.) по республике. В республике насчитывается 349 предприятий, оказывающих услуги по водоотведению, из них 153 (43,8%) находятся в государственной коммунальной собственности, 196 (56,2%) — в частной собственности. В управлении этих предприятий находится 544 канализационных сооружения и 335 отдельных сетей водоотведения.

Общая протяженность канализационных сетей по республике составляет 14 531,3 км, в том числе протяженность главных коллекторов составляет 32,7%, разводящей канализационной сети — 67,3%. В коммунальной собственности находятся 9 081,1 км сетей водоотведения или 62,5% , в частной собственности 5 450,2 км или 37,5% .

Как показывает анализ, большинство сооружений и сетей системы водоотведения, так же как и объекты водоснабжения, введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20 лет назад. В целом, исходя из нормативного срока надежной эксплуатации в 25 лет, около 66% сетей требуют капитального ремонта или их полной замены.

По данным МИО, в целом по республике насчитывается 130 прудов- накопителей и 51 объект приема выбросов. В 13 приемниках очистные сооружения отсутствуют, и сброс сточных вод, соответственно, осуществляется без очистки.

Значительный объем сточных вод промышленных предприятий (до 24% в отдельных городах) поступает напрямую на городские очистные сооружения, изначально не рассчитанные на очистку промышленных сточных вод. Многие действующие очистные сооружения уже выработали свои эксплуатационные ресурсы и требуют замены.

За период с 2004 по 2010 годы из бюджета было выделено 42 805,9 млн. тенге, в т.ч. из республиканского бюджета — 95,7%, из местного бюджета — 4,3%.

В результате использования данных средств, в целом по республике доступность к сетям водоотведения возросла на 8,2%, а количество аварий на сетях водоотведения в 2009 году снизилось на 41,8%.

В рамках «Дорожной карты» в 2009 году были выполнены ремонт и реконструкция 162,1 км канализационных сетей, что составляет 1,1% от всей протяженности по республике, из них капитальному ремонту было подвергнуто 109,2 км, что составляет 2,8% от существующей потребности в ремонте сетей (9590,5 км), введено в эксплуатацию 52,9 км новых сетей.

Следует отметить, что до настоящего времени в республике работают коммунальные системы, построенные по проектам советского периода. Высокая ремонтопригодность обеспечивается за счет высокой степени унификации запасных частей и оборудования.

Сложившаяся на сегодняшний день практика проектирования приводит к тому, что проектные организации, имея различный опыт деятельности и квалификацию сотрудников, применяют при проектировании технологии, материалы и оборудование различных зарубежных фирм без должной оценки их надежности, технологичности и ремонтопригодности. Отсутствие единого подхода при выборе технических решений приводит к тому, что в одном населенном пункте используются несколько различных технологий, номенклатура применяемых материалов и оборудования имеет большое количество наименований. Результатом этого является снижение надежности и технологичности эксплуатации коммунальных систем, что не позволяет четко определить номенклатуру товаров, материалов и оборудования для создания новых отечественных производств, а также затрудняет внедрение новых технологий.

В связи с этим, представляется целесообразным перейти к практике централизованной разработки планов мероприятий по модернизации и развитию ЖКХ на краткосрочный и долгосрочный периоды в рамках программ территориального развития регионов.

3.3 Теплоснабжение

По данным АС, по республике в этом секторе действуют 1004 предприятия, из них 277 (27,6%) — государственной коммунальной формы собственности, 727 (72,4%) — частной формы собственности. Общее количество источников теплоснабжения (теплогенерирующие установки до 100 Гкал/час) составляет 2 121 ед., установленных в них котлов (электроустановок) — 5 493 ед.

Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 11 675,5 км, из них распределительных сетей составляет — 79,6% (диаметром труб — до 400 мм). 32,6% сетей теплоснабжения или 3 803 км находятся в коммунальной собственности, 67,4% или 7 872,5 км — в частной собственности.

За последние 6 лет из бюджета было выделено 19 270,5 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета — 78,2%, из местного бюджета — 21,8%.

В результате использования выделенных средств доступность к услугам теплоснабжения по республике увеличилась на 2,4 показателя (с 38,1% в 2004 году до 40,5% в 2008 году).

В рамках «Дорожной карты» в 2009 году были отремонтированы и реконструированы 283,6 км тепловых сетей ( 2,4% от всей протяженности по республике), в т.ч. выполнен капитальный ремонт 139,7 км, ( 5,8% от потребных в ремонте сетей (7 355,6 км) и введено в эксплуатацию 143,9 км новых сетей.

Система теплоснабжения характеризуется крайне низким уровнем обеспеченности приборами учета. По оценкам экспертов, общая потребность в них составляет 45,8 тыс. ед., установлено — 23,3 тыс. ед. Отсутствие должного учета приводит к колоссальным потерям тепловой энергии и теплоносителя в протяженных и разветвленных тепловых сетях. Прижившаяся в стране практика нормативной тарификации теплоснабжения не способствует повышению показателей энергоэффективности.

Количество потерь в сетях теплоснабжения в 2009 году увеличилось на 3,1% по сравнению с 2004 годом (с 11 246,4 до 11 596,3 тыс. Гкал.). По среднестатистическим данным, потери тепловой энергии в сетях в 2009 году составили 11,6 млн. Гкал, или 17,5% от общего количества отпущенной энергии.

Во взаимосвязи с коммунальной сферой, многоквартирные жилые дома являются самыми неэффективными потребителями тепловой энергии.

Физическое старение жилищного фонда, ускоряемое ненадлежащим содержанием, привело к тому, что большое количество многоквартирных жилых домов недостаточно теплоизолированы, вследствие чего большая часть потребляемого ими тепла теряется через ограждающие конструкции: стены, кровлю, подвальные помещения, полы первого этажа.

Согласно статистике, в Казахстане жилищно-коммунальный сектор потребляет около 40% отпущенной тепловой энергии. При этом, по различным экспертным оценкам, непроизводительные теплопотери в зданиях, в зависимости от их состояния, достигают 30 %.

По данным Международной энергетической ассоциации в Казахстане расход тепловой энергии в зданиях составляет около 240 кВт на кв. метр в год, что существенно ниже среднеевропейских показателей — 100-120 кВт на кв. метр в год

Проведение термомодернизации жилых домов в сочетании с обновлением кровли, ремонтом подвальных помещений, заменой и обновлением инженерных систем, установкой приборов учета приведет к продлению срока службы стареющего жилищного фонда. Выделение на эти цели денежных средств напрямую из государственного бюджета невозможно ввиду частной формы собственности большинства (97,6%) жилищного фонда. Для решения этой задачи следует, используя международный опыт, шире вовлекать собственников квартир и помещений в финансирование ремонта домов. Государство при этом оказывает содействие путем предоставления долгосрочных (не менее чем на 20 лет) и дешевых (около 1%) займов.

3.4 Электроснабжение

По данным АС, по республике в 2008 году было выработано 80 326,7 млн.кВт.ч. электроэнергии, из них 72 866,1 млн.кВт.ч. (90,7%) — тепловыми электростанциями, 74 59,8 млн.кВт.ч. (9,3%) — гидроэлектростанциями, 18,6 млн.кВт.ч. (0,02%) — передвижными и прочими электростанциями.

Количество отпущенной потребителям электроэнергии составило 80 612,1 млн.кВт.ч., в том числе на освещение квартир и другие жилищные нужды населения — 83 19,6 млн.кВт.ч. (10,3%).

В последние годы становится все более актуальной проблема дефицита электроэнергии. Если в 2004 году население потребляло 5 775,4 млн.кВт.ч, то в 2008 году — 8 319,6 млн.кВт.ч. Ежегодный прирост составляет около 10%. По прогнозам АО «КазНИПИИТЭС «Энергия» энергопотребление в Республике Казахстан к 2030 году возрастет до 173 млрд.кВтч против 76 440 млн.кВт.ч в 2007 году.

Прогнозные показатели удельного коммунально-бытового потребления электроэнергии по зонам в долгосрочной перспективе на уровне 2030 года могут увеличиться по сравнению с 2007 годом в 1,6-2,1 раза и составить в среднем 1 150-1 200 кВтч/чел.

Следует отметить, что в странах Европы показатели удельного коммунально-бытового потребления значительно выше, так, например, для Германии они достигают порядка 3 200 кВтч/чел.

По данным МИО, в целом в республике действуют 92 предприятия по передаче и снабжению электроэнергии (электросетевые объекты 10/0,4 кВ), из которых 33 (35,9%) -относятся к частной форме собственности, 59 (64,1%) — к коммунальной.

В сфере электроснабжения самая высокая по всему коммунальному сектору доля сетей, требующих ремонта. Так, при общей протяженности электрических сетей 10/0,4 кВ по республике 199 488 км, требуют ремонта -73% или 145 600 км. Кроме этого, требуется ремонт трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, ЛЭП, внутридомовых распределительных устройств и сетей. Особенно актуальным, в связи с ожидаемым ростом электропотребления в жилищно-коммунальном секторе, становится ремонт распределительных сетей 10/0,4 кВ.

За последние 6 лет из бюджета было выделено 8 130,4 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета — 60,2%, из местного бюджета — 39,8%.

В рамках «Дорожной карты» в 2009 году были выполнены ремонт и реконструкция на 736,9 км электрических сетей, что составляет 0,4% от всей протяженности по республике, в том числе капитальный ремонт на 292,7 км или 0,7% от общей потребности в ремонте сетей (145 635 км) и введено в эксплуатацию 444,3 км.

В сфере электроснабжения уровень обеспеченности приборами учета наиболее высокий (88,5%) по сравнению с другими системами коммунального хозяйства, но большинство из них старого образца и не соответствуют энергоэффективным требованиям. Современные бытовые приборы и электроустановки, работающие на минимальных токах, не учитываются индукционными приборами учета, механизм которых имеет большую погрешность при отрицательных температурах наружного воздуха, характерной для большей части территории Республики Казахстан, что влечет к образованию коммерческих потерь во внутридомовых сетях, а при некоторой изношенности счетного устройства создают погрешность самохода.

В настоящий момент индукционные приборы учета не исключены из Государственного реестра средств измерений, принимаются к поверке и как следствие, ведется их дальнейшая эксплуатация. Необходимо поэтапно выводить данные приборы из эксплуатации с последующей установкой приборов учета с дистанционным снятием показаний.

Энергоэффективными мероприятиями могут быть создание и внедрение единой автоматизированной системы коммерческого учета коммунальных услуг в пределах населенного пункта, города, области. Кроме функций учета, автоматизированные системы также позволят осуществлять контроль и управление электропотреблением. Основной экономический эффект от применения автоматизированной системы состоит для потребителя в уменьшении платежей за используемую энергию и мощность, а для энергокомпаний — в снижении пиков потребления и уменьшении капиталовложений на наращивание пиковых генерирующих мощностей.

Особенно актуальным автоматизированные системы становятся при внедрении дифференцированных тарифов. Основной поток жалоб потребителей обращен на низкое качество снятия показаний приборов учета, недостоверных объемов, предъявляемых в квитанциях, нежелание самостоятельного обслуживания и передачи показаний.

В качестве одного из способов стимулирования потребителей можно рассмотреть вопрос о повышении величины потребления электрической энергии (социальная норма при расчете дифференцированного тарифа) в случае замены и установки потребителем за свой счет средств измерений в рамках утвержденного проекта создания автоматизированной системы коммерческого учета для населенного пункта.

3.5 Газоснабжение

Природный газ.

Природным газом обеспечивается население западных и южных регионов страны, а также Костанайская область. По данным АС в республике зарегистрировано 37 предприятий, осуществляющих распределение природного газа в 10 регионах страны. В 6 регионах (Актюбинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областях и в городе Алматы) газоснабжение потребителей природным газом осуществляется исключительно частными компаниями. В Алматинской, Атырауской, Мангистауской областях снабжением природным газом занимаются как частные, так и государственные компании. В Костанайской области газоснабжение природным газом осуществляется только государственными предприятиями.

По данным АС к 2009 году по республике газифицировано природным газом 594 населенных пункта, что составляет 8,3% к общему количеству населенных пунктов (7152). По сравнению с 2004 годом количество населенных пунктов, газифицированных природным газом, увеличилось на 77,8 или на 260 населенных пунктов.

Общая протяженность газовых сетей в целом по республике составляет 27 349,8 км, в том числе 11 089,8 км в одиночном исполнении внутриквартальных (внутридворовых) сетей, из них 33,7 % (9 216,9 км) находятся в коммунальной собственности, 66,3% в частной собственности (18 132,9 км).

Проведенный анализ использования выделенных средств в сфере ЖКХ для МИО по обеспечению природным газом показывает, что за последние 6 лет из бюджета было выделено 5 162,9 млн. тенге, в том числе из республиканского — 62,6%, из местного — 37,4%.

В 2009 году в рамках программы «Дорожная карта» выполнены ремонт и реконструкция на 409,1 км газовых сетей, что составляет 1,6% от всей протяженности по республике, из них выполнен капитальный ремонт 128,7 км, что составляет 3,6% от общей потребности в ремонте сетей (14 768,5 км) и введено в эксплуатацию 280,4 км новых сетей.

В настоящее время имеются «бесхозяйные» газопроводы природного газа, которые необходимо привести на балансовый учет, с целью их дальнейшего капитального ремонта и замены.

Дальнейшее развитие систем газоснабжения, ввиду большой протяженности газопроводов при низкой плотности населения, потребует значительного объема инвестиций. Кроме этого, удаленность северных и восточных областей республики от основных газовых месторождений и газопроводов требует поиска альтернативных источников поставки природного газа, например, импорт из западносибирских месторождений Российской Федерации.

Сжиженный газ.

По данным АС на 2009 год по республике сжиженным газом газифицировано 16 населенных пунктов, что составляет 0,2% к общему количеству населенных пунктов. По сравнению с 2004 годом количество населенных пунктов, газифицированных сжиженным газом, снизилось в 3 раза или на 46 населенных пункта (с 2004 году — 62 населенных пункта до 16 населенных пункта в 2009 году).

За 6 лет газоснабжающими предприятиями отпущено потребителям 127 721 тонна сжиженного газа или в среднем за год — 21 286,8 тонн. По сравнению с 2004 годом в 2009 году объем отпущенного газа снизился на 36,5% (в 2004 г. — 27 036 тонн, в 2009 г. — 17 160 тонн). Среднесуточный отпуск сжиженного газа в 2009 году в расчете на одного жителя по республике составил 1 кг, при этом в городах — 1,8 кг, по сравнению с 2004 годом среднесуточный отпуск сжиженного газа снизился на 41,2% или на 0,7 кг.

По данным МИО по состоянию на 1 января 2010 года общее количество газораспределительных установок (далее — ГРУ) по республике составляет 6 194 ед., из них действующих 5 194, или 84% от общего количества.

В настоящее время учет потребляемых услуг в системе газоснабжения ведется не в полном объеме. Счетчики учета, установленные в 90-х годах, в основном, не сертифицированы и не соответствуют требованиям точного учета, например при малых потоках.

Не ведутся работы по техническому обслуживанию ГРУ, не отлажена система инспектирования деятельности газораспределительных систем. Распространена практика пользования газом в баллонах в многоэтажных (более 2-х этажей) домах, что категорически недопустимо по требованиям МЧС.

В органах статистики и в МИО отсутствует достоверная информация о техническом состоянии ГРУ. Проблему представляют бесхозяйные ГРУ.

3.6 Утилизация твердых бытовых отходов

Существующая в нашей стране система обращения с твердыми бытовыми отходами (далее — ТБО) сложилась еще во времена СССР и в основном базировалась на полигонном захоронении.

По имеющимся статистическим данным, в настоящее время в республике используются 4 525 мест размещения отходов (полигонов). 307 полигонов (6,8%) являются узаконенными, т.е. отведены соответствующие участки, получены положительные заключения санитарной и экологической государственных экспертиз, имеется разрешение на эмиссии в окружающую среду и т.д. Соответственно, оставшиеся 93,2% полигонов, как правило, не соответствуют требованиям природоохранного и санитарного законодательства РК.

Согласно данным Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан (далее — МООС), на территории Казахстана накопилось 22 млрд. тонн отходов, в т.ч. 96 млн. тонн ТБО. Ежегодно объем накапливаемых ТБО увеличивается на 2 млн. тонн. Основная масса ТБО без разделения (сортировки) на компоненты вывозится и складируется на открытых свалках.

В состав ТБО в основном входят органические (пищевые) отходы, вторичное сырье и остаток, содержащий опасные отходы, такие как автошины (около 100 тыс. единиц в год), масла (около 49 млн. литров в год), отходы охлаждающих жидкостей (около 4,2 млн. литров в год) и аккумуляторы (порядка 2,8 млн. единиц в год).

Менее 5% ТБО подвергается переработке, остальной мусор складируется на мусорных полигонах без сортировки, что приводит к дополнительному загрязнению окружающей среды. По данным экспертов около 40% морфологического состава ТБО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности, еще около 30% подлежит компостированию Отходы автосервиса также являются сырьем для производства ценных материалов, в т.ч. горюче-смазочных материалов и других видов топлива, строительных материалов и т.д. Например, 1 тонна шин содержит 700 кг резины, 160 кг металла и 170 кг текстиля.

Таким образом, утилизация ТБО в полезное вторичное сырье представляется перспективным направлением в Казахстане, как с точки зрения экономической привлекательности, так и экологической безопасности.

Управление ТБО преследует несколько целей:

уменьшение воздействия на окружающую среду;

возвращение во вторичное использование извлекаемых материалов;

повышение культуры содержания придомовых территорий.

В настоящее время в Республике Казахстан предпринимается ряд мер, направленных на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду. В 2007 году Экологическим Кодексом Республики Казахстан определен порядок обращения с отходами. В нескольких городах построены и эксплуатируется предприятия по переработке ТБО, открыты пункты по приему макулатуры на переработку и т.д.

Вместе с тем есть необходимость дальнейшего совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в части усиления административной ответственности и контроля за несанкционированное захоронение муниципальных отходов, разработки правил и рекомендаций по раздельному сбору ТБО, разработке правил, направленных на внедрение подземных контейнеров по сбору мусора при новом строительстве.

Для успешного развития данной сферы также необходимо обеспечить конкуренцию, для чего рассмотреть возможность предоставления МИО земельных участков с соответствующей инфраструктурой субъектам рынка в соответствии с земельным законодательством.

3.7 Анализ системы тарифообразования в ЖКХ

В настоящее время в целях повышения инвестиционной привлекательности коммунального сектора проводится следующая работа:

утверждены предельные тарифы на электроэнергию для групп электростанций;

введены дифференцированные тарифы:

на электрическую энергию, по зонам суток по регионам республики и по объемам потребления (для физических лиц);

на услуги водоснабжения по группам потребителей и объемам потребления.

Анализ применения дифференцированных в зависимости от объемов потребления (ступенчатых) тарифов в мировой практике показал, что для достижения значительных результатов необходимо несколько уровней ступенчатых тарифов.

Например, в Китае в городе Гонконг установлено 3 уровня: 1-ый — до 150 кВт. ч , 2-ой — от 151 до 1000 кВт. ч, 3-ий — свыше 1000 кВт. ч; в городе Шанхай оплата осуществляется по четырехуровневым тарифам. Также ступенчатые тарифы применяются в Японии (3 уровня), Южной Корее (5 уровней), Египте (6 уровней), ОАЭ (4 уровня) и других странах.

За 2009 год количество субъектов естественной монополии (далее — СЕМ), оказывающих услуги по инвестиционным (средне — и долгосрочным) тарифам в увеличилось по сравнению с 2008 годом в 4 раза и составило 21.

Таким образом, для потребителей обеспечивается стабильность и предсказуемость тарифов, повышение качества услуг за счет вложения инвестиций в модернизацию активов. Общий объем инвестиций, финансируемых в рамках утвержденных инвестиционных (средне-, долгосрочных) тарифов, составляет только по базовым (крупным) СЕМ около 287,0 млрд. тенге.

В том числе:

в системе электроэнергетики — 11 СЕМ с инвестициями на сумму 43787 млн. тенге (дополнительно 35 млрд. тенге бюджетных средств);

в системе теплоэнергетики — 4 СЕМ с инвестициями на сумму 11839 млн. тенге (дополнительно 23 млрд. тенге бюджетных средств);

в системе трубопроводного транспорта — 4 СЕМ с инвестициями на сумму 2016 млн. тенге.

В результате применения в практике регулирования новых норм Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках», предусматривающих право Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (далее — АРЕМ) устанавливать величины и сроки снижения нормативных технических потерь и проведения мероприятий, направленных на снижение уровней нормативных технических потерь, переломлена тенденция постоянного их роста.

 

Последние изменения страницы:: 09.03.2016 12:27
Яндекс.Метрика

Почтовый адрес:

Телефон:

Факс:

Электронная почта:

г.Кокшетау, ул. Ауэзова 141

8 (7162) 29-78-00

8 (7162) 29-78-66

akimkokshe@akmol.kz

По вопросам оказания государственных услуг обращаться по телефонам: 8 (7162) 29-78-23, 29-78-24

@2017 ГУ «Официальный интернет ресурс акимата города Кокшетау»
Разработка сайта: Компания Интегро